Донецкий (donrf) wrote,
Донецкий
donrf

Categories:

Как убивали советский флот - 4. Эсминцы и БПК

Продолжение, предыдущая часть здесь

В ВМФ СССР начиная с 60х годов корабли класса эсминец строились по двум специализациям - противолодочной и ударной. Первые классифицировались как БПК (большие противолодочные корабли), хотя по западной классификации это были именно эсминцы. Причина такого раздела лежит на поверхности - в 60е-70е годы основной задачей надводного флота была борьба именно с АПЛ противника и прикрытие позиционных районов своих РПКСН. Как только флот вырос и вышел в океан появились современные ударные эсминцы. К 1991 году на вооружении состояли:

БПК проекта 61 - 12 из 20 построенных единиц. Прозванные на Западе поющими фрегатами, из-за газотурбинного движителя, эти корабли вступили в строй в период с 1962 по 1973 год. Первенцы получились кораблями надежными и неприхотливыми, достаточно сказать что сданный в строй в 1969 году "Сметливый" находится в строю до сих пор, при чем регулярно ходит на боевые службы в Средиземноморье, несмотря на невероятный возраст службы - 47 лет, при норме в 30-35. Корабли имели отличный модернизационный задел - тот же "Сметливый" получил в итоге ударное вооружение - 8 ПКР "Уран". Тем более непонятна их судьба в 90е годы. В 1992-93 году было списано 7 из 13 БПК, корабли такого типа остались только на Черном море. За следующие пять лет все 61е которым требовался ремонт неукоснительно отправлялись на иголки, служа, фактически, только до выработки межремонтного ресурса. В общей суме на лом ушли еще четыре БПК. В 2001 году ушел предпоследний поющий фрегат - "Сдержанный". При минимальном государственном подходе, на данный момент в строю Черноморского флота могли бы находится минимум 4 таких корабля, что позволило бы спокойно дожидаться новых фрегатов, не насилуя ресурс тяжелых кораблей для рутинной службы в Средиземноморье.

Классическими эсминцами стали корабли проектов 1134А и 1134Б, представляли они из себя тот же крейсер проекта 1134, с заменой ударного вооружения на противолодочные ракетно-торпедные комплексы. По проекту 1134А в строй вступило 10 кораблей в период с 1969 по 1977 год, по проекту 1134Б(газотурбинная ГЭУ) - 7 кораблей в период с 1971 по 1975 год. На 1991 год все корабли находились в строю, имели неплохой модернизационный потенциал и полностью закрывали нишу данного типа кораблей минимум до 2010 года. Понятно терпеть такой пережиток совка как мощные океанские эсминцы демократы не собирались и началось ураганное списание кораблей по мере выроботки межремонтного ресурса. Все корабли проекта 1134А были списаны в период с 1991 по 1993 год, БПК "Адмирал Юмашев", например, на момент списания исполнилось 15 лет...Проекту 1134Б повезло больше, ну или не повезло, это как посмотреть..БПК входившие в состав Тихоокеанского флота списали с 1992 по 1997 годы, а вот Черноморские...БПК "Очаков" поставили на ремонт и модернизацию в 1991 году, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ на этот ремонт выделялись деньги пропадавшие неизвестно куда, пока, наконец, в 2011 году корабль не поставили в отстой. БПК "Азов" успел пройти модернизацию еще в восьмидесятые, получив новейший ЗРК С-300. Благодаря этому он оставался в строю до 2000 года как опытовый корабль, после чего так же был отправлен на лом. Больше всего повезло БПК "Керчь" - его ремонт и модернизация закончились в 1989 году, дальше корабль поддерживали в строю напуганные перспективой оставить черноморцев без кораблей океанской зоны. Корабль находится в строю до сих пор, несмотря на несоблюдение межремонтных сроков и неправильную эксплуатацию, показывая всем возможные сроки службы своих собратьев.

В 1980 году в строй вступил первый, с пятидесятых годов, эсминец с ударным вооружением "Современный" проекта 956. Корабль нес 8 ПКР "Москит" и ЗРК "Ураган" - морской аналог "Бука". Единственным недостатком этих кораблей можно считать капризную ГЭУ, впрочем при правильной эксплуатации и соблюдении межремонтных сроков это было несущественно. До 1993 года в строй вступило 17 кораблей данного класса. А дальше началось..как это назвать даже слов не подберешь. Корабли требующие правильного ухода и регулярного ремонта стали гонять..в дальние походы после которых ставить на прикол. В 1998 году фиговый листок под названием - вывод в резерв решили снять и одним махом списали сразу семь эсминцев. Еще пять списали уже при Путине, три формально числятся в резерве, фактически представляя из себя разграбленные корпуса, в строю два - один на Тихом океане, второй на северном флоте. Были ли эти корабли настолько плохими что годились только на два-три дальних похода и разбор на метал? С 1999 по 2006 год четыре таких корабля были построены для Китая где находятся в строю без всяких нареканий. Риторический вопрос - уничтожение флота ударных эсминцев это глупость или измена? ведь даже головной корабль вполне мог находится в строю до сих пор..

Параллельно с эсминцами проекта 956 строились БПК проекта 1155 "Удалой", которые должны были стать основной противолодочной силой флота. С 1980 по 1991 год в строй вступило 12 таких кораблей. Здесь даже на ГЭУ жаловаться причин не было - николаевский "Заря-машпроект" разработал отличный газотурбинный движитель. На Западе проект оценивали очень высоко, что и подтверждает его судьба. В 1996 году был списан головной корабль серии - "Удалой", причиной стало..отсутствие финансирования. Еще раньше - в 1994 году на лом ушел "Захаров", еще два были списаны с 2001 по 2007 год, это уже не 90е, а самое что ни на есть вставание с колен..Из остальных восьми нормальный ремонт и модернизацию прошел только один, остальные держатся на советском запасе прочности, замены им, понятно, нет.

Последним советским эсминцем стал проект 11551 "Фрегат-М". Кораблестроителям удалось поместить в один корпус вооружение проектов 956 и 1155. Серия должна была стать эпохальной, с 1989 по 1991 год заложили три корабля, но..новой России такие корабли(впрочем как и любые другие могущие угрожать западным друзьям) не понадобились. К 1998 году, с большим трудом, достроили только головной "Адмирал Чабаненко". остальные разобрали на стапеле..Понятно что сроки среднего ремонта наступили уже давно, и так же понятно, что его не было.

В сухом итоге имеем в современной РФ 11 эсминцев, из них два неходовых, средний ремонт прошел только один из них. Еще два на дальние походы уже не способны - ГЭУ проекта 956 работать при отсутствии средств на ремонты и правильную эксплуатацию категорически не хочет. Так что в случае войны в море выйдет аж СЕМЬ кораблей класса "эсминец/БПК" из 47 доставшихся от "проклятого совка". Вопли пропагандистов о суперэсминцах типа "Лидер" я уже комментировал..Десять лет - и эсминцы в России просто вымрут.
Tags: ВМФ СССР, гибель флота
Subscribe
promo donrf october 28, 2017 15:54 22
Buy for 10 tokens
Не являюсь любителем регламентации чего либо, но, с ростом популярности блога, столкнулся с тем что комментарии под моими постами превратились в подобие помойки, на которой особо одаренные личности реализуют свои мазохистские фантазии путем регулярного выпрашивания бана. Так как я сам человек…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments