Что скажешь..до конца Второй мировой линейный корабль был символом технического могущества государства, сосредоточением самых передовых технологий, своего рода показателем статуса. При Николае их действительно построили много - 22 корабля восьми проектов, еще пять недостроили. При большевиках построили ноль, недостроили четыре. Вроде все ясно - в области хай-тек того времени большевики от бросили Россию назад. Но если разобраться...
Сам вопрос линейного флота России делится на два - сколько и каких линкоров было нужно и как строили и эксплуатировали. Посмотрим подробнее:
1. Линкоры типа "Полтава" - 3 единицы. Посторойка трех кораблей заняла 7 лет, в Англии к примеру тратили 2-3 года. К моменту достройки успели устареть. Собственно русскими их назвать трудно:
Главные машины (мощностью по 5300 л.с. каждая) заказывали для “Полтавы” и “Петропавловска” двум английским заводам Хомфрейса и X. Лесли
Для “Севастополя” и “Петропавловска” часть сталеникелевой брони (550 и 605 т.) заказали американскому заводу “Бетлхем Айрон С°”
Двигатели чужие, броня чужая...отверточная сборка наша.
2. Линкоры типа "Пересвет" - 3 единицы. Попытка создать гибрид линкора и крейсера на западных технологиях, вышел слабый линкор и никакой крейсер.
3. Ретвизан и Цесаревич. Самые удачные корабли Николая Второго. Юмор в том что первый построили в США, второй во Франции. Здесь даже на отверточную сборку не решились - и не прогадали. Экипаж Ретвизана долго поражала надежность механизмов и роскошные, по меркам РИФ, бытовые условия. Цесаревич честно прошел две войны, и был списан только по причине морального устаревания. Но при чем здесь Николай? Россия продала хлеб, за счет нищеты крестьян купила два корабля, развитие где?
4. Тип "Бородино" - целых пять кораблей. История их появления довольно интересна, взяли французский проект Цесаревича, ухудшили его где могли(уменьшили защиту и остойчивость, механизмы на однотипных кораблях установили по РАЗНЫМ схемам). При этом:
Электрические лебедки для подачи боеприпасов поставлял парижский завод фирмы "Сетер и Харле"
Броня: часть заказа (до 20%) поручили английскому заводу Бирдмер в Глазго.
Ну и так дальше...Опять сложные системы иностранные, впрочем как и сам проект.
А дальше случилась Русско-Японская война, в которой Россию на море разбили в хлам(в виде трофеев противник получил 5 линкоров, еще 6 современных потоплено, это не считая тех кораблей которые построили до Николая). Японцы потеряли два линкора...О причинах спорят до сих пор,но одна из главных - неграмотность экипажей(не укор морякам, не люди же виновны что общего образования Николай не создал, зато корабликов настроил, матросов же держали на службе семь лет, первые два учили грамоте) и худшее качество как раз тех элементов кораблей которые и представляют собой хай-тек - качества снарядов и систем управления огнем. Помимо того, с увлечением строя кораблики, Николай забыл что им надо где то базироваться и ремонтироваться. В итоге на ремонт корабли гоняли с Тихого океана..на Балтику, по возвращению обратно кораблю снова не мешал бы ремонт, зато их было много.
После такого эпического краха не поменялось ровным счетом ничего. Николай с маниакальным упорством строил линкоры, особо не думая ни о качестве, ни о базировании и ремонте.
Когда в Англии заложили линкор нового типа "Дредноут"(10 орудий 305 мм, против 4 у нас) у нас заложили..два линкора по типу улучшенного Бородино(второй раз переделанный французский проект 10 летней давности). Строили их аж до 1911 года, когда сдали - стало ясно что любой современный линкор порвет эту пару как тузик тряпку, зато денег потратили много. В годы Первой мировой их и в море то не выпускали, адмиралы в отличии от Николая четко знали ЧТО будет при встрече с немцами.
В 1909 году дошли руки и до современных линкоров - на Балтике их построили аж четыре. Этот раз уложились в пять лет, но..за это время у подлых англичан и немцев калибр орудий вырос с 305 мм до 381 мм, а вес снарядов в два раза..Помимо этого эти корабли из за дефектов конструкции не могли выходить в открытый океан. Попытка перегнать один из них на Черное море едва не закончилась самопотоплением в шторм уже в советские времена, ремонтировать пришлось во Франции и за валюту, до своих берегов линкор бы не дошел. Итог - огромные деньги за немореходный корабль с картонной броней. За две мировых войны не стреляли по противнику НИ РАЗУ, впрочем дальше Финского залива и не выходили, во избежание. Умиляет список заводов участвующих в строительстве:
Судостроительная сталь поставлялась объединением "Продамет" и Кулебакским сталеплавильным заводом, броня изготовлялась Ижорским заводом, артиллерия — Обуховским, артиллерийские башни — Металлическим и Путиловским заводами, электрооборудование — заводами "Дюфлон и Константинович", "Симменс и Шуккерт", "Вольта", "Всеобщей компанией электричества", телефоны и приборы управления артиллерийской стрельбой — заводами Гейслера и Эриксона, элеваторы и системы аэрорефрижерации артиллерийских погребов — заводом Лесснера, якорные устройства, рулевые устройства и паровые шпили — заводом "Сормово"
Весь хай-тек снова иностранный..
С последней четверкой типа "Измаил" вышла прям какая то зрада - после начала Первой мировой прекратились поставки механизмов из Германии и резко усложнились с Англии, в итоге последние гиганты Николая оказались недостроенными. В советские же времена покупать механизмы в обмен на хлеб как то не додумались...
После Гражданской, лишенное иностранных технологий русское судостроение скатилось на свое законное место- в ряд второстепенных держав. На исправление положения понадобилось 20 лет...
Остается вопрос - зачем в обмен на хлеб настроили бесполезных, в условиях России Николая, гигантов? Ради удовлетворения комплексов посредственного политика, считающего себя моряком? И чем сейчас гордятся фанаты Николая?
Journal information